Синология.Ру

Тематический раздел


Сань ши

三世 «три века [Дхармы]». В ряде буд. сутр (в т.ч. «Мяо фа лянь хуа цзин» — «Сутра о цветке Лотоса чудесной Дхармы» и др.) представление о «трех периодах» восприятия учения (Дхармы) Будды Шакьямуни после его ухода из человеческого мира: «век истинной Дхармы» (чжэн фа ши дай), «век подобия Дхармы» (сянь фа ши дай) и «век конца Дхармы» (мо фа ши дай). В свою очередь, «три века [Дхармы]» подразделяются на периоды: «век истинной Дхармы» — на 1) период освобождения от «неведения» Дхармы и обретения просветления и 2) период размышления над сутью Дхармы, т.е. усвоения сокровенных истин буд. учения; «век подобия Дхармы» — на 3) период чтения и декламирования сутр, т.е. следования «букве» Дхармы и 4) период возведения храмов и пагод — показного почитания объектов культа; «век конца Дхармы» — на 5) период исчезновения истинной Дхармы. Это время кризисов, раздоров, стихийных бедствий; эпоха всеобщего упадка.
 
Продолжительность «трех веков [Дхармы]» по разным источникам различна: «век истинной Дхармы» — 500 или 1000 лет, «век подобия Дхармы» — 1000 или 500 лет, «век конца Дхармы» — 10 000 лет.
 
Согласно «Сутре о великом собрании» («Да цзи цзин»), первые 500 лет после ухода Будды — это период освобождения, 2-й период в 500 лет — период дхьяны, 3-й период в 500 лет — период многослушания, 4-й период в 500 лет — период строительства ступ и храмов, 5-й период в 500 лет — период борьбы и раздоров.
 
В «век истинной Дхармы» равнозначно функционируют три гл. составляющие Дхармы, определяющие ее истинность: «учение»; «деяния», совершаемые согласно «учению»; «свидетельство» о достижении спасения в результате совершения «деяний» согласно «учению», даваемое Буддой (т.е. подтверждение Буддой того, что, совершая эти «деяния», живые существа достигнут нирваны, станут буддами, обретут наивысшее просветление).
 
В «век подобия Дхармы» совершаются «деяния» согласно «учению», но это делается неискренне, напоказ; «свидетельство» о достижении спасения отсутствует, т.е. дискриминируется одна из осн. составляющих Дхармы — результат, или «плод», ее проповеди и следования ей в человеческом мире. Дхарма (как «учение» и как «деяния») функционирует самостоятельно, независимо от живых существ и не ведет их к спасению.
 
В «век конца Дхармы» «учение» воспринимается как нечто абстрактное, «деяния» согласно «учению» не совершаются, так что наличие «свидетельства» обретения спасения уже невозможно. В конце этого периода у живых существ исчезает даже воспоминание о существовании Дхармы, т.е. наличествует абс. «неведение». Отсюда следуют два важных вывода: во-первых, страну, вступившую в «век конца Дхармы», и ее население постигают различные несчастья; во-вторых, должен появиться спаситель, призванный освободить людей (и — шире — «живых существ») от «неведения».
 
К этим представлениям нередко апеллировали создатели эсхатологических доктрин на Дальнем Востоке, и особенно в Японии.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; он же. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 1. Токио, 1972.
 
По материалам А.Н.Игнатовича
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 562-563.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.